Младшая группа «Светлячок»
С вашими детьми работают
Воспитатели: Шакирова Ольга Викторовна
Егорова Людмила Борисовна
Помошник воспитателя: Хмелева Екатерина Павловна
«Как помочь ребенку адаптироваться»
воспитатель Шакирова О.В.
Одна из проблем, о которой мы сегодня поговорим – это проблема первой адаптации в жизни ребенка. Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И не напрасно. До этого ребенок постоянно находился дома, в тесном общении только с близкими взрослыми.
Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом, и физическом уровнях здоровья детей. В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и помимо иммунной и физиологической ломки происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и т.д.
Для более, оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в ДО необходимо сделать переход по возможности более плавным.
Если трехлетний малыш, готовящийся в детский сад, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то это означает, что ребенок готов к отрыву от родных.
Во время поступления ребенка в ДО изменяется образ жизни, и это в первую очередь может привести к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны: беспокойство, заторможенность и т.д.
Если ребенок не готов – он много плачет, стремится к контактам со взрослыми или наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными.
Такое эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекает подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречают слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающим снижается. Падает уровень речевой активности, новые слова усваиваются с трудом. В это время дети могут заболеть.
Различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю, тяжелую.
Основные показатели степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптации поведение нормализуется быстро. Ребенок спокойно начинает относиться к новому детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного. Отношение при легкой адаптации у ребенка не нарушается. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести – сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней. Настроение все это время неустойчиво, снижена активность, малыш плаксивый.
Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое. Это неблагоприятно оказывается на физическом и психическом развитии малыша.
Часто родители задают вопрос: «Как помочь ребенку адаптироваться к ДО?»
Прежде всего, нужно осознать, что без совместной работы родителей и педагогов здесь не обойтись. Ребенка нужно постепенно приучать к ДОУ. Воспитатели всегда предупреждают, что в течение первой недели пребывание ребенка в группе составляет всего лишь 3-4 часа. Если ребенок болезненно реагирует на расставание, то в первые дни приглашаем маму побыть вместе с ребенком в группе, т.к. ее присутствие в группе необходимо в течение первых дней.
В первые дни малыш может взять с собой в группу свою любимую игрушку.
Во время адаптационного периода родителям следует создать место для спокойного отдыха ребенка в доме.
Предлагаем Вам небольшой тест, который поможет Вам определить готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДО
Цель: Помочь родителям отрефлексировать готовность ребенка к посещению ДО. Выявить уровень социально – эмоционального развития своего ребенка.
- Какое из перечисленных настроений у ребенка преобладает (бодрое, неустойчивое, подавленное ).
- Какой аппетит у ребенка (хороший, неустойчивый, плохой).
- Уверенность в себе: (есть, не всегда, нет)
- При обучении: (проявляет интерес, не достаточно проявляет, не проявляет.)
- Социальные связи со взрослыми: (легко идет на контакт; избирательно; трудно).
- В контакт со сверстниками вступает (легко; избирательно; трудно).
- Проявляет познавательные потребности (проявляет интерес к игрушкам; не достаточно проявляет; не проявляет).