Группа ранней помощи
С вашими детьми работают:
воспитатели: Ильина Ирина Александровна
Имангулова Ирина Юрьевна
помощник воспитателя: Дараган Ольга Юрьевна
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ или кризис «Я сам!»
Консультация для родителей. Воспитатель: Ильина И.А.
Малышу исполнилось три года. Он стал более самостоятельным, независимым и активным. Вы, несомненно, это заметили. Почти для всех деток и их родителей период трех лет трудный. Детские психологи описывают семь основных особенностей («семизвездие»), характерных для поведения ребенка в период кризиса трех лет.
«Как угодно, лишь бы не так!»
«В последнее время любимыми словами Антошки стали «Не хочу!» и «Не буду!». «Иди кушать» — «Не хочу!» — » Собери игрушки» — «Не буду!». И так весь день. И в кого он такой удался, думают родители и спешат на консультацию к психологу спрашивать, что же делать с мальчиком, мол, совсем отбился от рук: «В садике про него говорят — «золотой ребенок». А как только мы приходим его забирать, он сразу становится другим: «Не хочу и не буду!».
Это негативизм — первая составляющая «семизвездия». Именно он вынуждает ребенка поступать вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Да, малыш отказывается выполнять просьбы других не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.
Взрослый может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: «Не трогай!», «Ешь быстро!». Лучше сказать: «Не люблю, когда трогают мои вещи!». «Интересно посмотреть, кто из нас первый съест свой обед!».
Бывают такие ситуации просто абсурдные, когда на любое высказывание взрослого ребенок отвечает наперекор: «Это холодное» — «Нет, горячее», «Иди домой» — «Не пойду» (хотя только что сам просился). Причем малыш отвечает отказом даже в том случае, если минуту назад он сам страстно хотел сделать именно это.
Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы, или одного из воспитателей группы. С остальными же окружающими он может быть послушным. Главный мотив, который движет ребенком,- сделать не так, как просят, а наоборот.
Рекомендация: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
«Я так решил!»
«Маленькая Вера буквально извела домочадцев своим упрямством. Если уж она чего-то хочет, то взрослые должны тут же все бросить и исполнять. Мама говорит по телефону, а Вере нужно именно сейчас читать вместе с ней книгу. Мама моется в ванной, а Вера желает, чтобы ей немедленно сделали «хвостики». Объяснения и разговоры не помогают. Если попросить подождать, будет ныть часами, пока не добьется своего».
Итак, упрямство — вторая составляющая кризиса трех лет. Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Малыш делает наперекор другим из-за того, что он так сказал и не хочет менять своего решения. Например, мама просит проснувшегося ребенка встать с постели. Малыш не соглашается, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: «Сказал — не встану, значит, не встану!»
Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Рекомендация: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом. Силы не равны.
«Пойди туда, не знаю куда…»
«Катя давно уже научилась есть самостоятельно, а также одеваться и раздеваться почти без помощи. Но вдруг девочку как подменили: «Мама принеси!», «Мама, раздень!», «Не буду есть!», «Не хочу играть!». Все ей не так, все не по душе. С родителями Лизе скучно. Она старается сделать им наперекор, чем-то досадить. Ну, а если отругать, то такая строптивость проявляется даже с большей силой. В садик идти не хочу, а потом уже хочу, а потом не хочу уходить…» Как объяснить такое поведение девочки?
Строптивость — третья составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека. Это протест против самого образа жизни.
Рекомендация: отвлеките его оттого, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
«Я сам!»
«Я сам! САМ! С-А-А-М!» Именно с помощью таких слов Ваня пытается самоутвердиться. Даже если ему говорят: «Уходи, ты не умеешь!», «Оставь — разобьешь» — Ваня все равно многое хочет делать самостоятельно. Это сейчас для него важнее всего на свете». Как объяснить такое поведение мальчика?
Своеволие — четвертая составляющая кризиса трех лет. Оно проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. Это потребность в самостоятельности — жизненно важная для трехлетних малышей.
Рекомендация: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справиться. Пусть кроха убедится в этом сам.
Негативизм, упрямство, строптивость и своеволие проявляются почти у каждого трехлетнего ребенка. Но иногда рядом с этими особенностями бывают и другие.
«Бунт на корабле»
«С каждым днем протест Ани против родителей приобретает новые формы: то она вермишель не любит, то причесали не той расческой, то из садика уходить не хочет.…Если что-то не по ней, тут же «организует» истерику, если мама не поддается — еще одну. В квартире все постоянно ждут — против чего же еще воспротивится Аня. И родители поддаются на ее манипуляции, чтобы хотя бы некоторое время в доме было тихо». Как объяснить такое поведение девочки?
Протест-бунт — пятая особенность «семизвездия» кризиса трех лет. Он проявляется в том, что поведение ребенка носит протестующий характер, как-будто малыш находится в состоянии «войны», постоянном конфликте с окружающими. В результате кроха часто ссорится с родителями.
Рекомендация: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда вы уверены в своей правоте.
«Не нужны мне ваши книжки!»
«Раньше наш Саша был очень усидчивым и любознательным. Мог подолгу сам рассматривать атлас мира, многое в нем уже знал наизусть. Любил, когда ему читали, учил на память стихи и рассказывал их гостям… Но в один момент он как бы потерял ко всему этому интерес. Сейчас Саше только бы бегать, носиться по квартире и все. Какие там книги!» Это обесценивание — шестая особенность кризиса трех лет.
Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома. Иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.
Рекомендация: существует множество развивающих занятий для ребенка. Вместе займитесь лепкой, рисованием или сборкой конструктора – найдите новое интересное увлечение для ребенка.
«Властелин семьи»
«В нашей семье растет маленький деспот. Он изо всех сил пытается установить над нами власть. Каждый день у нас «схватка» под названием «кто — кого». Играть так, спать этак, есть вот то, купить, естественно, все и сразу. Складывается впечатление, что он просто испытывает нас «на прочность».
Это деспотизм — седьмая особенность кризиса трех лет. Он чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Ребенок хочет попросту стать «господином положения».
Если в семье несколько детей, эту особенность можно назвать ревностью. Ребенок все также стремится к власти, поэтому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.
Рекомендация: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени ребенку. Пусть малыш чувствует, что ваше внимание можно получить без капризов и истерик.
Не нужно думать, что все эти черты обязательно расцветут во всей красе у вашего трехлетки. Кризис 3-х лет — Это протест малыша, который хочет самостоятельности и требует возможностей для проявления своего «Я». Первый признак — появление в словарном запасе малыша слова «Я!». Дети начинают себя так называть после двух лет, поэтому особенности возрастного кризиса могут проявляться и раньше.
Как не надо вести себя родителям с трехлетним ребенком:
- Постоянно ругать и наказывать малыша за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
- Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
- Не пытаться любыми путями сгладить кризис.
- Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свои силу и превосходство, противодействуя ребенку во всем. Чуть позже это приведет или к безразличию, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
- Запомните: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, многое при этом не понимая. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
- Чтобы данный этап прошел благополучно, любите ребенка, создавайте ему условия для удовлетворения возрастных жизненно важных потребностей, а особенно — в самостоятельности.
Кризис трёх лет не будет столь страшным, если подойти к нему с терпением и юмором. Бывший мамин хвостик отпускает подол вашей юбки и уходит в самостоятельное плаванье. Порадуйтесь за вашего малыша, хотя какой он теперь малыш? Он уже самостоятельный маленький взрослый!